Использование принципов всеобщего управления качествоми стандартов серии ISO 9000 в инженерном образовании

Пузанков Д.В., Степанов С.А., Шапошников С.О.
Ссылка на первоисточник:Проблемы качества в сфере образования:http://tqm.stankin.ru/index2.html



         В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Всеобщее управление качеством является философией, которая может и должна быть положена в основу этой деятельности для постоянного улучшения всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO ).
        Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в серии международных стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг – в здравоохранении, в сервисе, не исключение – сфера образования.
        До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000.
        В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США. В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в настоящее время не только за рубежом, но и в нашей стране?
Согласно ISO 8402: “TQM – это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества”.
        Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:

  1. Удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;
  2. Решение экономических проблем в образовании;
  3. Создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.

        Таким образом, необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования на современном этапе – совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики страны.
        Целью настоящей статьи является рассмотрение основных этапов реализации TQM-подхода в инженерном образовании и необходимых мер по организации подготовки кадрового потенциала для реализации поставленных задач.
        Организация работ по внедрению принципов TQM в образовательном учреждении, как и на любых предприятиях промышленности или сферы услуг, должна включать следующие стадии:

  1. Принятие решения высшим руководством образовательного учреждения о проведении работ по внедрению TQM–подхода в управлении организацией.
    Необходимо отметить, что этот этап является самым ответственным и значимым с точки зрения всех последующих решений. Необходимо чёткое осознание всех проблем, которые могут возникнуть в организации, связанных с изменением организационной структуры, с затратами по управлению, обеспечению и улучшению качества (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5 –10 % от оборота предприятия) , с подготовкой кадрового потенциала и т. д. А также осознание тех преимуществ, которые получит организация и сроков, в которые эти преимущества будут достигнуты.
  2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).
  3. Создание Совета по качеству, возглавляемого руководителем организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.
  4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении TQM-подхода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.
  5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.
  6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.
  7. Реорганизация всей структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.
  8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.
  9. Формирование групп (команд) для улучшения процессов.
  10. Выполнение рекомендаций, выработанных этими группами.

        Одним из ключевых моментов внедрения TQM-подхода в образовательных учреждениях является этап создания Совета по качеству, который должен определить основные направления для улучшения процессов (но не их реализации). На Совет возлагается задача подбора и назначения групп сотрудников, работающих над улучшением тех или иных процессов в организации.
        Улучшение процессов в организации является одной из основных задач внедрения TQM-подхода. Основные этапы работы такой группы могут быть изображены графически (рис. 1).

Проблемы качества в сфере образования

Рис. 1. Проблемы качества в сфере образования

        Группы по улучшению процесса могут быть созданы для таких областей как: методы преподавания, критерии оценки студентов, методы оценки преподавателей, улучшение контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирование, улучшение условий проживания в общежитиях, помощь отстающим студентам и т.д.
        В современных условиях университеты работают в среде повышенной конкурентной борьбы. Те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована на потребителя услуг и те основные факторы, которые потребители оценивают: понимание потребностей общества и его требований, надежность, восприимчивость, конкурентоспособность, доступность, вежливость, общение (коммуникация), авторитет, безопасность.
        Реализация всех поставленных задач по внедрению TQM-подхода требует в первую очередь наличия квалифицированного персонала в самой организации и способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности. То есть работать как на внутренний (для образовательных учреждений), так и на внешний (для предприятий промышленности) рынок. Причем работа на внешний рынок имеет не менее, а может и более важное значение для создания атмосферы взаимопонимания с потенциальными потребителями.
        В настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и сертификации, однако без реальной инфраструктуры по обучению кадров и необходимых исследований. В результате информация о всеобщем управлении качеством и понимание его методов российскими менеджерами являются ограниченными, что ослабляет их усилия и попытки по сертификации систем управления качеством в соответствии с европейскими стандартами.
        В то же время это сложнейшая задача, связанная с принципиально новыми подходами по организации всего процесса производства и предоставления услуг и требующая качественно нового поколения специалистов – менеджеров в области качества. Маркетинговые исследования потребностей организаций и предприятий промышленности в специалистах в области качества показывают постоянно возрастающий спрос в этой области. На рис. 2 приведена диаграмма заинтересованности предприятий Санкт-Петербурга в квалифицированном персонале в области управления качеством. Опрос проводился среди 160 организаций и предприятий города различный отраслей промышленности: электронной. машиностроительной, пищевой, легкой, сферы образования и т.д. К опросу были привлечены организации, работающие в области сертификации продукции и услуг, а так же предприятия малого бизнеса. Опрос проводился в 1999 году.

Проблемы качества в сфере образования

Рис. 2. Проблемы качества в сфере образования

        Необходимо отметить. что 25% опрошенных считают необходимым открытие подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием в университетах (инженер-менеджер по качеству) и 39% считают, что наиболее важным элементом для внедрения систем качества является переподготовка уже имеющегося персонала (уполномоченный по качеству, менеджер по качеству, аудитор). Таким образом на настоящий момент можно констатировать тот факт, что российские предприятия остро осознали необходимость внедрения систем качества на предприятиях. И основная задача образования – создание комплексной системы подготовки кадров в области качества, сочетающей формы подготовки специалистов с высшим образованием и переподготовки специалистов. Решение этой задачи позволит решить и внутреннюю задачу сферы образования по внедрению менеджмента качества в образовательных учреждениях.
        В 1996 - 1999 гг. на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) прошли переподготовку более 250 человек из более чем 60 предприятий, организаций и учреждений образования Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Екатеринбурга и других регионов России.
        Основные направления повышения квалификации специалистов:

  • Менеджмент качества в соответствии со стандартом ИСО 9000;
  • Аккредитация и сертификация в Западной Европе и последствия для торгового партнерства за пределами Европейского Союза;
  • Структура и функционирование органов по сертификации продуктов;
  • Оценка соответствия и СЕ-маркировка продуктов;
  • Требования международных стандартов в области качества по электромагнитной совместимости;
  • Управление качеством для уполномоченных по качеству.

        Основными партнерами СПбГЭТУ при организации работ по переподготовке кадров по указанным направлениям были и являются организации Германии, Франции, Великобритании.
        СПбГЭТУ являлся головной организацией в Северо-Западном регионе Российской Федерации по реализации международного проекта AMOS (“Аккредитация и сертификация в Центральной и Восточной Европе”). В рамках проекта прошли обучение специалисты более чем 50 предприятий Санкт-Петербурга. В результате работы в 1996-1997 гг. и в соответствии со стратегическим планом развития Санкт-Петербурга, СПбГЭТУ был избран в качестве основной базы для развития образования в области менеджмента качества. С ноября 1998 г. СПбГЭТУ является исполнителем международного проекта по обучению специалистов в области менеджмента качества в рамках германской программы “TRANSFORM”. Проект направлен на развитие сотрудничества с ВАМ (Федеральное ведомство Германии по исследованиям и испытаниям материалов) и DGQ (Германское общество по качеству) и финансируется германским правительством.
        В рамках проекта по программе “TRANSFORM” планируется создание авторизованного центра DGQ по переподготовке специалистов:

  • уполномоченных по качеству;
  • менеджеров по качеству;
  • аудиторов.

        Для выполнения поставленной цели запланирован целый комплекс мероприятий на 1999-2000 гг., включающий разработку методических материалов, организацию курсов переподготовки преподавателей, организацию курсов переподготовки и повышения квалификации для специалистов предприятий, организаций и учреждений региона, участие в выставках и много другое.
        Все мероприятия направлены на достижение главной цели - организации планомерной переподготовки и повышение квалификации специалистов Северо-Западного региона в области управления качеством, начиная с 2000 года.
“Система менеджмента качества и внутренний аудит” (40 аудиторных “Применение систем управления качеством” (40 аудиторных “Статистические методы нахождения решений” (32 аудиторных “TQM – инструмент улучшения деятельности предприятия” (40 аудиторных         Повышение квалификации специалистов с целью подготовки аудиторов дополнительно предусматривает изучение модуля “Аудитор” (40 аудиторных         По окончании курсов и при успешной сдаче экзаменов специалисты получают: свидетельство о повышении квалификации государственного образца, сертификат (DGQ), сертификат Европейского общества по качеству (EOК).
        Понимая, что подготовка специалистов в области управления качеством по программам, гармонизированным с мировыми нормами и требованиями, - задача, имеющая приоритетное государственное значение на пути выхода России из кризисного положения, при инициативе и при поддержке Академии проблем качества РФ приказом Госкомвуза № 1982 России от 22 июля 1998 года открыта новая специальность 340100 “Управление качеством” с присвоением специалисту квалификации инженера-менеджера.
        В стандарт включены предметы, непосредственно связанные с управлением технологиями и организацией производства продукции и услуг. Это такие предметы, как технология и организация производства продукции и услуг, производственный менеджмент и маркетинг, финансовый         Учитывая, что современное управление качеством связано с большими информационными потоками, в стандарт включены: информатика, сети ЭВМ и средства коммуникаций, информационное обеспечение, базы и банки данных, информационные технологии в управлении качеством и защита информации.
        Цикл специальных дисциплин образовательного стандарта разработан на основе учебных планов и программ Европейской организации по качеству (ЕОК) и включает в себя курсы “Введение в TQM”, “Осуществление TQM” и “Средства и методы управления качеством” и др.
        В образовательном стандарте предусмотрены дисциплины, которые изучаются по выбору студента. На дисциплины специализации, дополнительные виды подготовки и факультативы отводится 1300 часов учебного времени.
<

Проблемы качества в сфере образования

Рис. 3. Система подготовки и аттестации персонала в области управления качеством

  • обеспечивающей академическую мобильность студентов на базе взаимного признания учебных курсов с зарубежными вузами-партнерами;
  • обеспеченной хорошо подготовленным кадровым потенциалом, способным поддерживать деятельность системы на всех уровнях в соответствии с требованиями как государственных образовательных стандартов РФ, так и с требованиями ЕОК;
  • предоставляющей возможность выпускникам получать удостоверения, свидетельства, дипломы установленного государственного образца и международного образца с включением в национальный Реестр специалистов в области проблем качества и Европейский Реестр;
  • имеющей взаимовыгодные контакты с промышленностью;
  • имеющей тенденцию к развитию и сотрудничеству с зарубежными организациями.

        Реализация представленной схемы не только в СПбГЭТУ, но и в других Университетах России позволит решить назревшую необходимость подготовки специалистов в области качества, гармонизированной с международными требованиями. Эта задача крайне актуальна, так как потребность предприятий России в специалистах по качеству на настоящий момент оценивается в десятки тысяч человек Для удовлетворения столь больших потребностей в кадрах необходимы неординарные и энергичные меры, и характер обучения должен быть таким, чтобы подготовить специалиста, способного помочь своей организации или фирме найти выход из кризисной ситуации.